Kokonja
Kokonja
Kokonja Kokonja (Дария Нуртаза) — визуальная и саунд-художница и диджейка из Акмолинской области, Жалгызкарагай, сейчас живёт в Алматы. Ученица художницы Бахыт Бубикановой, преемницы школы пионера казахстанского современного искусства Молдакула Нарымбетова. В творчестве она обращается к своей памяти, зафиксированной чувственным и тактильным образом в ее детстве в деревне. Поиски и процесс в звуке питаются чувствами, которые зарождались в нахождении в степи в детстве, для нее главным остается ветер, и его проявление в разных формах. Она представляла алматинскую электронную сцену на Boiler Room в 2021 году, как часть коллектива Davra участвовала в documenta fifteen в Касселе, в резиденциях в Алматы и Цюрихе, в групповых выставках в Музее искусств им. Кастеева, Доме 36, Esentai Gallery (Алматы), YEMAA art space (Атырау), Novotel (Бишкек) и Topos Projects Gallery (Лондон). |
Дария Темiрхан
Дария Темiрхан
Дария Темірхан Художница из Уральска и Алматы. Основными направлениями её творчества являются художественный, цифровой и физический коллажи, саунд-арт и видео-арт. В своих работах Дария затрагивает темы городской жизни и ставит ей в противовес размеренность аулов и региональных городов. Ещё одна важная идея в её творчестве — децентрализации культуры и искусства в Казахстане. Коллажи Дарии погружают в мир фрагментов, где открытая память, обрамляющая увиденное, собирает новые идеи. Исследует казахский язык как средство создания новых архетипов у молодого поколения, обогащая обнажения античной пластикой. Участвовала в групповых выставках «Ойлап табу» в YEMAA gallery (Атырау), BLVD ART BALL X, 8 1/2 и Food for thought (все проходили в Алматы). |
Проект основан на вокальных традициях коренных народов Внутренней Азии, которые практиковали горловое пение — одну из древнейших в мире форм музыки, зародившуюся среди тюрко-монгольских племен. В годы СССР горловое пение почти вымерло и только недавно пережило возрождение. Техники горлового пения классифицируются в рамках этномузыкологического подхода как контекстно-зависимый культурный аспект, связанный с местными ритуалами и повествованием историй. Таким образом, эту технику можно рассматривать как динамическую силу, созданную на стыке множества взаимосвязанных напряжений и культурной политики. Несмотря на ограниченные исследования по этому вопросу в контексте Казахстана, рассказы о горловом пении во Внутренней Азии демонстрируют, как кочевые и полукочевые народы использовали эту технику для общения с природным и сверхъестественным мирами. В частности, эти вокальные приемы использовались для имитации звуков суровых степных ветров, естественной флоры и фауны, а также для общения с духами. Такой «звуковой снимок» или «звуковая голография» становится синестетической прогулкой по переулку культурной памяти. Другими словами, «музыкальная интуиция в анимистической вселенной» была встроена в восприятие окружающей среды. Внутренняя взаимосвязь его частей затем была отражена через систему «обратной связи» тела и выражена в виде мультисенсорного опыта. Суть заключалась в том, что воплощенное присутствие и единство были попыткой установить связь с миром на уровне тела и космологии.
В этом проекте the2vvo исследуют эфемерность голоса как звука. Независимо от культуры, голос имеет особое значение в их восприятии. Это указывает на присутствие и связь. Хотя бестелесный голос обычно ассоциируется с телом, он не теряет своего значения, а скорее приобретает иную ауру и еще более глубокий смысл. Это было замечено теоретиком кино и композитором Мишелем Шионом, который ввел термин «acoiusmetre» — призрачное звуковое присутствие рассказчика в фильме, лишенного привязанности к физическому телу. Тип acoiusmetre, который они планируют создать в этом проекте, продвигается на шаг глубже в процессе развоплощения и завершается ресинтезом. Услышанный голос не только извлекается из тела, но и пересаживается в новое цифровое устройство. Записи горлового пения будут проанализированы и переназначены в банки осцилляторов и фильтров. Внутри помещения звуки будут проявляться через набор сабвуферов и динамиков высокого диапазона, установленных особым образом, что будет способствовать очень индивидуальному ощущению присутствия у посетителей, в зависимости от их текущего местоположения. Использование нескольких сабвуферов особенно важно для проекта, поскольку наша цель - не обязательно сделать так, чтобы «призрак» горлового пения был услышан, но физически ощущался. Освещение в помещении должно быть как можно более тусклым.
the2vvo the2vvo (thezwo) — трансдисциплинарный художественный дуэт, состоящий из музыканта/звукового художника Эльдара Tаги, и Лены Поздняковой чья практика совмещает эементы скульпутуры и архитектуры, а также визуального и концептуального искусств. С момента своего формирования, коллектив приобрел номадичский характер и тесно интегрирует с культурными ландшафтами таких городов, как Лос Анджелес, Алматы, и Берлин. В своей практике коллектив исследует многослойную динамику взаимодействия между пространствами, материалами и индивидуально-физиологическими процессами восприятия через звук, импровизацию, скульптуру и композицию. Работы the2vvo были представлены по всему миру, включая известные фестивали Ars Electronica, Unsound, CTM, Bauhausfest и Soundpedro. Дуэт принимал участие в резиденциях Kuona Trust (Найроби, Кения), и CEC Artslink (Лос Анджелес, Калифорниа). Также скульптуры художников были выставлены в Муниципальной галерее Лос-Анджелеса и Институте современного искусства CICA Czong. |
Обитатели Тауары приглашают нас послушать звуки джунглей, птиц и животных глубоко в сердце Амазонки. В это время появляются странные звуки: какое-то существо крадется между деревьев. Некоторые из них слышали её, очень немногие когда-либо видели её, а те, кто нашел её, никогда не возвращались. Она очаровывает, она околдовывает, она заставляет людей заблудиться: каждый из них рассказывает историю по-своему и пытается расшифровать ее звуки. Курупира, лесное создание... Видео инсталляция отправляет нас на поиски этого существа. Это размышления о мифах и их месте в современном мире, звуковой триллер посреди джунглей.
Феликс Блюме Феликс Блюме — саунд-хужожник и звукорежиссёр, работающий между Мексикой, Бразилией и Францией. Он использует звук в качестве отправной точки для своих саунд- и видеоработ, акциий и инсталляций. Слушание для него — побуждение к осознанию незаметного и акт встречи с другими. Работы включают в себя звуки из природной и урбанистической среды, его интересуют мифы и их современная интерпретация, то, что голос может рассказать за пределами слов. Обладатель премии soundscape (2018) и премии им. Пьера Шеффера (2015) на церемонии Phonurgia Nova Awards. Участвовал в фестивале CTM (Берлин), Роттердамском кинофестивале, биеннале Sonic Acts (Амстердам), его работы выставлялись в Центре Помпиду (Париж) и других международных институциях. |
Мистический двухканальный фильм посвящен тюркскому эпосу о поэте Коркыт-ата, который скрывался от смерти, преследующей его в образе семилетнего мальчика. Коркыт, первый шаман Великой евразийской степи, всю свою жизнь изо всех сил старался избежать Смерти. Он считал, что единственный способ обрести бессмертие — преодолеть гравитацию. По легенде шаман стал бессмертным на юге Великой степи. С тех пор местные жители поклонялись этому месту, потому что верили, что Коркуту удалось открыть пуп земли. позже, в середине 20-го века, это место стало всемирно известным как Байконур, советская космическая станция. там Первый Человек бросил вызов гравитации, начав путешествие в космос на космическом корабле «Восток-1» в поисках вечной жизни. Фильм был снят на могиле Коркыта недалеко от Байконура, в сотрудничестве с кобызисткой и композиторкой Токжан Каратай.
Саодат Исмаилова Узбекистанская режиссёрка, видеохудожница и исследовательница. Создаёт фильмы, киноэссе, видеоарт и инсталляции. В своей практике она занимается поиском исчезающего знания, эмоциональной и чувственной рефлексией, исследованием феномена коллективной памяти Центрально-Азиатского региона. Среди фильмов: The Haunted, Her Five Lives, Aral. Fishing In An Visible Sea, «40 дней тишины». Её фильмы и видеоинсталляции были представлены на Венецианской биеннале и documenta 15 в Касселе, кинофестивалях в Берлине, Роттердаме, а также в Центре Помпиду (Париж). На documenta 15 также инициировала создание коллектива DAVRA — 19 художниц из Центральной Азии. Вместе они организовали 41-дневную публичную программу, посвящённую искусству и культуре Центральной Азии. |