Подготовленные Среды (Prepared Surroundings) — одно из самых странных регулярных событий в области музыкальной или в целом звуковой культуры в регионе СНГ. Официально именуемый «Ежегодный Международный Фестиваль Экспериментального Звука», он был основан группой энтузиастов и впервые прошёл в 2009 году на площадке ГЦСИ (Государственный Центр современного Искусства) в Москве, под покровительством знаменитого куратора Виталия Пацюкова. С тех пор минуло 13 лет и 13 Фестивалей. С самого начала это были концептуальные события, заявленные как «неформальное посвящение Джону Кейджу» — композитору, определившему экспериментальную музыку в XX веке. Участникам предлагалось действовать в кейджевской парадигме, но пробовать интерпретировать и изменять её, исходя из реалий века XXI. ПС действуют согласно логике «подготовленных» инструментов, широко популяризированных Кейджем. Однако, с самого начала мы заявляем более абстрактный подход. Подготовленные Объекты, Среды, Конструкты. Вот, что ожидает зрителя на наших показах. Проще всего объяснить это схематично: Объект — это нечто перед автором, Среда — это нечто вокруг автора, Конструкт — это ментальное построение внутри автора. В каком-то смысле ПС — это своеобразный творческий волюнтаризм. Авангард внутри авангарда. Место для проб и радикальных экспериментов внутри экспериментальной сцены. Те, кто следят за Фестивалем все эти годы, знают к чему это может приводить. Иногда казалось, что мы ушли от музыки непозволительно далеко. Да, но именно так ПС возможно стал первым в русскоязычном пространстве фестивалем звуковой культуры. Действительно, от электроакустических импровизаций мы перешли к сенсорам, лазерам, роботам, глотанию таблеток и поджиганию роялей, к звуковым прогулкам по городу, к взрыванию грибов и химическим опытам прямо на сцене, к композициям без начала и конца, к ловле эфира, архитектуре, галерейным выставкам, обучению у слепых человеческой эхолокации, акупунктуре, разным видам настольных и не только игр, программированию микрочипов и танцам с собаками и т.д. К нам приезжали художники со всего мира, и за прошедшие годы «ПС» стал уникальным событием, в рамках которого осуществлялся культурный обмен между некоммерческими арт-сообществами в области звукового искусства. «ПС» стал частью международной звуковой ризомы.
За долгую историю фестиваль претерпевал изменения. От камерных концертов по средам до цепи из связанных событий в разных городах и странах на протяжении месяцев. «ПС» посвящены экспериментальному искусству и поэтому имеют свободу экспериментировать с формами собственной репрезентации. В этом году мы представим всего два камерных мероприятия, и оба они впервые пройдут в Казахстане, в Алматы. С одной стороны — это презентация Фестиваля для казахстанской публики, с другой — полноценный Фестиваль.
ПС-2022. Несколько постоянных многолетних участников Сред покажут подготовленные перфомансы на традиционном концерте в среду. А в четверг пройдёт микро-конференция, посвящённая истории фестиваля, с показом документального фильма, презентациями художников и обсуждениями. Мы благодарим Центр Современной Культуры «Целинный» за уникальную возможность показать Фестиваль в Казахстане.
Мир меняется и фестиваль меняется вместе с ним, только наш лозунг остаётся неизменным:
«Участники продемонстрируют работу с подготовленными объектами, средами, конструктами».
Куратор ПС-2022: Сергей Касич