Korkut Sonic Arts Triennale: Церемонии вечного ветра
С 6 сентября по 1 ноября 2025 года в Центре современной культуры «Целинный» в Алматы пройдет второе триеннале Korkut. В ходе естественного развития Биеннале звукового искусства и новой музыки, прошедшее в 2022 году в рамках программы «Целинного», трансформировалось в Триеннале звучащих искусств. Сохраняя фокус на звуке и музыке, «Церемонии вечного ветра» стремятся выйти за привычные рамки этих сфер, часто ограниченные институциональными нормами. Помимо концертов, звуковых инсталляций и перформансов, в программе триеннале будут представлены различные практики, связанные со звучащими искусствами — звуковые прогулки, экспериментальный хор, гибридные поэтические чтения, аудио-эссе, сеансы осознанного слушания и много чего еще.
Обновленная концептуальная рамка триеннале основывается на историческом наблюдении за аудиальной природой культур Центральной и Северной Азии, а также большинства тюркских и других близких культур региона и смежных с ним географий, где устная и звуковая традиция преобладала над письменной. На протяжении столетий инструментальная музыка, устная литература, различные формы импровизации и другие звучащие практики играли ключевую роль в формировании общества и его мировоззрения. В качестве примера можно взять айтыс, считающийся ранней формой политических дебатов, или кюи — музыкальные композиции для традиционных инструментов, которые, как считается, обладают целебными свойствами и могут изгонять злых духов. Отдавая дань традиционным практикам и предоставляя место современным, «Целинный» станет единым и разнообразным резонирующим пространством для звучащих обрядов, звучащих ритуалов, звучащих диалогов, звучащих празднеств, звучащей скорби и звучащего исцеления.
Большинство из этих практик легко освоить, но в них трудно преуспеть. Они доступны практически всем, вне зависимости от специальной подготовки или социального статуса, но в некоторых случаях нужно посвятить им всю жизнь. Двойственная природа этих практик вдохновила нас разработать обширную публичную программу, включающую лекции, воркшопы, артист-токи и круглые столы, рассчитанные на самую широкую аудиторию — от опытных профессионалов до тех, кто хочет работать со звуком, но не знает, с чего начать. Кульминацией программы станет художественная исследовательская лаборатория — спецпроект триеннале, тесно связанный с его тематикой. Участники лаборатории, отобранные через открытый конкурс, будут приглашены критически переосмыслить концепцию музыкальной традиции, рассматривая одновременно рамки так называемой «уорлд-мьюзик» — часто использующейся для экзотизации и маргинализации тех, кто существует вне установленных властных структур –- и конкурентный, эксплуататорский характер академической среды, исторически ограниченной искусственными барьерами (такими как музыкальная нотация), что превратило некогда сакральные практики в товар.
В этом смысле, «Церемонии вечного ветра» с должным почтением и любовью посвящены традициям, веками существовавшим за пределами западного понимания «музыки» — например, звучащие практики Юго-Восточной Азии и буддийские подходы к медитации и осознанному слушанию, присвоенные деятелями североамериканского и европейского авангарда 20 века, представленные ими как собственные революционные изобретения. Эхом этих практик можно также считать идеи пионеров японского движения «Флюксус», чьи работы, посвящены исследованию присутствия через отсутствие, звучания через тишину, внимательного слушания самых тихих звуков и изучения пространств, в которых звук отсутствует или и вовсе невозможен.
Ветер крепчает
Концепция «Церемоний вечного ветра» основывается на взаимосвязи между звуком и ветром, где последний рассматривается одновременно и как культурный символ, и как природное явление.
Понимание физических принципов ветра как природной стихии является ключом к пониманию принципов акустики. Ветер — это движение воздуха, которое взаимодействует с объектами в среде, заставляя их вибрировать и, таким образом, создает звук. В свою очередь, звуковые колебания, распространяясь через воздушную среду, вызывают цепную реакцию, передавая свою энергию. Этот принцип лежит в основе конструкции множества музыкальных инструментов, начиная с голоса — самого древнего и основного из них, — который усиливается, если звучит на ветру, позволяя звучащим словам и, например, песне разноситься дальше. Когда музыканты играют на духовых инструментах, дыхание создает резонанс, звук — это касается как современных инструментов, так и традиционных, например, башкирского курая или казахского сыбызгы. Тот же принцип используется и в органах, где поток воздуха — ветер — подается через специальные трубы разной длины, заставляя их издавать звуки.
С помощью особых техник игры или воздействия на инструмент, опытные музыканты могут имитировать ветер не только с помощью духовых инструментов: тогда перкуссия и ударные гремят как ураган, а струны завывают, подобно зимнему бурану. Один из таких инструментов — кобыз, важный символ казахской культуры. Считается, что первую версию этого струнного инструмента создал Қорқыт Ата, акын Х века, сочинивший прекрасную музыку, чтобы обмануть смерть и остаться в вечности. Этот миф лег в основу мемориального комплекса, посвященного Қорқыту, возведенного на берегу реки Сырдарья в Казахстане, неподалеку от места, где он родился. Одна из скульптур мемориала, вдохновленная формой и звуком кобыза, и спроектированная в 1980-м году архитектором Беком Ибраевым и физиком-акустиком Советом Исатаевым, основана на взаимодействии звука и ветра — сорок металлических труб внутри конструкции резонируют при сильном степном ветре. Когда дует ветер, этот гигантский кобыз загадочно гудит и протяжно завывает, воплощая в звуке популярную интерпретацию мифа — считается, что Қорқыт достиг бессмертия через служение человечеству, создав музыку, которая продолжила жить после его смерти.
Korkut Sonic Arts Triennale посвящено покровителю поэтов и музыкантов Қорқыт Ата, однако для названия мы предпочли более международное произношение Коркут (Korkut) вместо казахского Қорқыт (Qorqyt) так как проект мыслит себя не только казахстанским, но сфокусированным на Центральной и Северной Азии и даже шире. Триеннале приглашает участников к критическому переосмыслению мифа о человеке, который бросил вызов судьбе.
Ветер воет
Стремление укротить неукротимое глубоко укоренено в человеческой природе и отражает нашу непрестанную борьбу с неизвестным. Это стремление также явлено в постоянных попытках подчинить себе ветер, заставить его работать на нас — бывает, что он покоряется нашей воле.
Ветер наполнял паруса и приводил в движение корабли колониальных экспедиций, прокладывая путь тем, кто посчитал себя вправе захватывать далекие земли, порабощать и морить голодом коренное население, принося унижения и страдания. Их амбиции, дерзкие, как порывы ветра при шторме, призвали явления еще более темной природы — огненные вихри, которые разметали пепел сожженных до основания деревень, унося останки тех, кто осмелился сопротивляться — чьи семьи были поглощены огнем. Те, кто сумел выжить, покинули свои дома навсегда — свежий ветер унес их в далекие, чуждые земли, без всякой надежды на возвращение. Оправдывая и нормализуя оккупацию, те, кто пришел к власти, маскируют свои неоколониальные амбиции под риторикой либеральной политики, продолжая покорять ветер — теперь уже под флагом так называемой «зеленой энергии» — без видимого конца.
Когда наша планета превратится в бескрайнюю и безжизненную пустыню, поминальные песни Вечного Ветра будут единственным звуком, который останется на её поверхности. Но пока мы здесь, мы можем взять пример с ветра, который разносит и усиливает голоса — даже если эти голоса превратились в едва слышимый шепот.
Ветер шепчет
«Церемонии вечного ветра» — это приглашение. Конечно, искусство не может, и не должно заменять прямого действия — но также и триеннале не может, и не должно игнорировать ужасы, разворачивающиеся на наших глазах — войны и геноциды, насильственные переселения и голод, подрыв демократии и рост авторитаризма.
Нас преследуют звуки, которые мы больше не в состоянии услышать — попробуйте прислушаться к прибою тех морей, которые были высушены до дна в ходе индустриализации. Нас преследуют звуки, на которые мы привыкли не обращать внимания — например, низкочастотный, успокаивающий гул ветряных турбин, генерирующих «чистую» энергию на землях, «очищенных» с помощью геноцида. Нас будут вечно преследовать звуки, которые невозможно заглушить, как бы мы ни пытались — рев сирен, крики боли и свист пуль, нарушающий туманную тишину зимы.
Мы приглашаем всех в пространство триеннале вместе учиться внимательно прислушиваться к миру, рефлексировать о солидарности, коллективном действии и исцелении.
Участники (в алфавитном порядке): Яра Асмар, Аннас Багдат, Медина Базаргали, Нурбек Батулла, Сырлыбек Бекботаев, Иван Бекетов, Азадбек Бекчанов, Бинт Мбарех, Айна Жекебатыр, Жолда, Жазгуль Мадазимова, Саинхо Намчылак, Айша Оразбаева, Раушан Оразбаева, Интизор Отаниёзова, Синна Пейгами, Миэко Сиоми, Буддадитья Чоттопаддхай, Тлек Ырысбек, Джевдет Эрек, Kokonja, Lovozero, Samrattama, Şüräle и другие.
Кураторы: Ануар Дуйсенбинов, Мадина Садыбекова, Стас Шарифулла