Инсталляции
Нажмите на название инсталляции, чтобы узнать о ней подробную информацию и приобрести билет.
Жылыжай
Многоканальная звуковая инсталляция.

Ботанический сад подобен городу, который так же, как растения и деревья из других климатических територий, исторически собрал людей из разных регионов и когда-то кочевий.

Звук, собранный в степях, а точнее: в сталактитовой пещере аула Акбиик, Мемориальном комплексе «Қорқыт ата», на Поющем бархане Алтынемел, звуки кобыза и домбры, созданные с помощью ветра. Жылыжай — попытка открыть язык ветра, который постоянно находится в изменчивом состоянии. Находясь в пространстве, среди леса, где нет ничего из мира цивилизации, воздушный звук, снятый из далеких степей, создаст для каждого слушателя отдельный опыт переживания реальности.

«Я родилась и выросла в Акмолинской области, которая находится в степной зоне, Сарыарқа. Чуть пройти дальше от родного дома, и ты оказываешься в открытой степи, до конца которой не дотянуться глазами, перед ними только небо и земля. В такой плоскости ветер ощущается очень тонко, и ты чувствуешь его характер, который меняется, словно живое существо. Поэтому для меня интересно в звуке находить разные проявления ветра».

Kokonja

Многоканальная звуковая инсталляция.

«Ботанический сад похож на город который так же, как растения и деревья из других климатических територий, исторически собрал людей из разных регионов и качевий.

Звук, собранный в степи, а точнее: сталактитовая пещера Қорқыт Ата, Мемориальный комплекс «Қорқыт ата», Поющий бархан Алтын Емел, и других звуков созданных ветром, а так же электронные звуки. Комбинация собранных звуков сокральных мест Казахстана, которые создаются благодаря ветру, эти звуки через отдельные каналы будут создавать особую звуковую атмосферу, образ, иное восприятие реальности. Находясь в пространстве, среди леса, где нет ничего из мира цивилизации, воздушный звук снятый из далеких степей, создаст для каждого слушателя отдельный уникальный опыт переживания.

Я родилась и выросла в акмолинской области, которая находится в степной зоне, арқа, сары арқа. Чуть пройти дальше от родного дома и ты оказываешься в открытой степи, до конца которого не дотянуться глазами, где перед глазами ничего кроме небо и земля. В такой плоскости ветер ощущается очень тонко, и ты чувствуешь его характер, который каждый раз меняется, он словно живое существо. Поэтому для меня интересно в звуке находить разные проявления ветра».

Kokonja

Kokonja
Kokonja (Дария Нуртаза) — визуальная и саунд-художница и диджейка из Акмолинской области, Жалгызкарагай, сейчас живёт в Алматы. Ученица художницы Бахыт Бубикановой, преемницы школы пионера казахстанского современного искусства Молдакула Нарымбетова. В творчестве она обращается к своей памяти, зафиксированной чувственным и тактильным образом в ее детстве в деревне. Поиски и процесс в звуке питаются чувствами, которые зарождались в нахождении в степи в детстве, для нее главным остается ветер, и его проявление в разных формах. Она представляла алматинскую электронную сцену на Boiler Room в 2021 году, как часть коллектива Davra участвовала в documenta fifteen в Касселе, в резиденциях в Алматы и Цюрихе, в групповых выставках в Музее искусств им. Кастеева, Доме 36, Esentai Gallery (Алматы), YEMAA art space (Атырау), Novotel (Бишкек) и Topos Projects Gallery (Лондон).
8 октября
Официальное открытие site-specific инсталляции «Жылыжай» Kokonja
15:00
Ботанический сад
ул. Тимирязева, 36Д и пр. Аль-Фараби, 71а
Серебряная река
Аудиовизуальная инсталляция, состоящая из многоканальной записи, собранной из звуков реки Жайык, и видео. 

Она забирает всю тоску с собой и вместо этого дарит тебе луч света. Этот луч указывает тебе дорогу в пути. Она лечит тебя и дает тебе силы лечить других. Она не осуждает никого, кто бы перед ней не стоял. Она заботливая, она говорит с тобой, она живая. Иногда она спокойна, иногда разгневана, но всегда прощает и преподносит дары. Ей известна твоя судьба. Она приходит к тебе во снах.

«Я поехала на три дня в свой родной город Орал для того, чтобы записать звуки Жайыка под водой. Когда я планировала эту поездку, я думала, что услышу музыку, думала что услышу кюй, но это был диалог. Между мной и Жайык. Я чустововала то же, что и в детстве: Жайык может выслушать тебя всегда. Поэтому эта работа стала такой личной. На этой реке можно соединиться с прошлым, будущим и настоящим.

Я погрузила микрофон в воду и движениями своей руки старалась повторять русло реки. Помимо этого, я записала звуки берега, ветра, птиц и играющих детей. Всё это даёт возможность усиления присутствия во время прослушивания. Визуальная часть инсталляции — видео Жайыка под водой».

Дария Темiрхан

Аудиовизуальная инсталляция, состоящая из многоканальной записи, собранной из звуков реки Жайык, и видео. 

Она забирает всю тоску с собой и вместо этого дарит тебе луч света. Этот луч указывает тебе дорогу в пути. Она лечит тебя и дает тебе силы лечить других. Она не осуждает никого, кто бы перед ней не стоял. Она заботливая, она говорит с тобой, она живая. Иногда она спокойна, иногда разгневана, но всегда прощает и преподносит дары. Ей известна твоя судьба. Она приходит к тебе во снах.

«Я поехала на три дня в свой родной город Орал для того, чтобы записать звуки Жайыка под водой. Когда я планировала эту поездку, я думала, что услышу музыку, думала что услышу кюй, но это был диалог. Между мной и Жайык. Я чустововала то же, что и в детстве: Жайык может выслушать тебя всегда. Поэтому эта работа стала такой личной. На этой реке можно соединиться с прошлым, будущим и настоящим.

Я погрузила микрофон в воду и движениями своей руки старалась повторять русло реки. Помимо этого, я записала звуки берега, ветра, птиц и играющих детей. Всё это даёт возможность усиления присутствия во время прослушивания. Визуальная часть инсталляции — видео Жайыка под водой».

Дария Темiрхан

Дария Темірхан
Художница из Уральска и Алматы. Основными направлениями её творчества являются художественный, цифровой и физический коллажи, саунд-арт и видео-арт. В своих работах Дария затрагивает темы городской жизни и ставит ей в противовес размеренность аулов и региональных городов. Ещё одна важная идея в её творчестве — децентрализации культуры и искусства в Казахстане. Коллажи Дарии погружают в мир фрагментов, где открытая память, обрамляющая увиденное, собирает новые идеи. Исследует казахский язык как средство создания новых архетипов у молодого поколения, обогащая обнажения античной пластикой. Участвовала в групповых выставках «Ойлап табу» в YEMAA gallery (Атырау), BLVD ART BALL X, 8 1/2 и Food for thought (все проходили в Алматы).
присутствие
Проект основан на вокальных традициях коренных народов Внутренней Азии, которые практиковали горловое пение — одну из древнейших в мире форм музыки, зародившуюся среди тюрко-монгольских племен. В годы СССР горловое пение почти вымерло и только недавно пережило возрождение. Техники горлового пения классифицируются в рамках этномузыкологического подхода как контекстно-зависимый культурный аспект, связанный с местными ритуалами и повествованием историй. Таким образом, эту технику можно рассматривать как динамическую силу, созданную на стыке множества взаимосвязанных напряжений и культурной политики. Несмотря на ограниченные исследования по этому вопросу в контексте Казахстана, рассказы о горловом пении во Внутренней Азии демонстрируют, как кочевые и полукочевые народы использовали эту технику для общения с природным и сверхъестественным мирами. В частности, эти вокальные приемы использовались для имитации звуков суровых степных ветров, естественной флоры и фауны, а также для общения с духами. Такой «звуковой снимок» или «звуковая голография» становится синестетической прогулкой по переулку культурной памяти. Другими словами, «музыкальная интуиция в анимистической вселенной» была встроена в восприятие окружающей среды. Внутренняя взаимосвязь его частей затем была отражена через систему «обратной связи» тела и выражена в виде мультисенсорного опыта. Суть заключалась в том, что воплощенное присутствие и единство были попыткой установить связь с миром на уровне тела и космологии.

В этом проекте the2vvo исследуют эфемерность голоса как звука. Независимо от культуры, голос имеет особое значение в их восприятии. Это указывает на присутствие и связь. Хотя бестелесный голос обычно ассоциируется с телом, он не теряет своего значения, а скорее приобретает иную ауру и еще более глубокий смысл. Это было замечено теоретиком кино и композитором Мишелем Шионом, который ввел термин «acoiusmetre» — призрачное звуковое присутствие рассказчика в фильме, лишенного привязанности к физическому телу. Тип acoiusmetre, который они планируют создать в этом проекте, продвигается на шаг глубже в процессе развоплощения и завершается ресинтезом. Услышанный голос не только извлекается из тела, но и пересаживается в новое цифровое устройство. Записи горлового пения будут проанализированы и переназначены в банки осцилляторов и фильтров. Внутри помещения звуки будут проявляться через набор сабвуферов и динамиков высокого диапазона, установленных особым образом, что будет способствовать очень индивидуальному ощущению присутствия у посетителей, в зависимости от их текущего местоположения. Использование нескольких сабвуферов особенно важно для проекта, поскольку наша цель - не обязательно сделать так, чтобы «призрак» горлового пения был услышан, но физически ощущался. Освещение в помещении должно быть как можно более тусклым.

Проект основан на вокальных традициях коренных народов Внутренней Азии, которые практиковали горловое пение — одну из древнейших в мире форм музыки, зародившуюся среди тюрко-монгольских племен. В годы СССР горловое пение почти вымерло и только недавно пережило возрождение. Техники горлового пения классифицируются в рамках этномузыкологического подхода как контекстно-зависимый культурный аспект, связанный с местными ритуалами и повествованием историй. Таким образом, эту технику можно рассматривать как динамическую силу, созданную на стыке множества взаимосвязанных напряжений и культурной политики. Несмотря на ограниченные исследования по этому вопросу в контексте Казахстана, рассказы о горловом пении во Внутренней Азии демонстрируют, как кочевые и полукочевые народы использовали эту технику для общения с природным и сверхъестественным мирами. В частности, эти вокальные приемы использовались для имитации звуков суровых степных ветров, естественной флоры и фауны, а также для общения с духами. Такой «звуковой снимок» или «звуковая голография» становится синестетической прогулкой по переулку культурной памяти. Другими словами, «музыкальная интуиция в анимистической вселенной» была встроена в восприятие окружающей среды. Внутренняя взаимосвязь его частей затем была отражена через систему «обратной связи» тела и выражена в виде мультисенсорного опыта. Суть заключалась в том, что воплощенное присутствие и единство были попыткой установить связь с миром на уровне тела и космологии.


В этом проекте the2vvo исследуют эфемерность голоса как звука. Независимо от культуры, голос имеет особое значение в их восприятии. Это указывает на присутствие и связь. Хотя бестелесный голос обычно ассоциируется с телом, он не теряет своего значения, а скорее приобретает иную ауру и еще более глубокий смысл. Это было замечено теоретиком кино и композитором Мишелем Шионом, который ввел термин «acoiusmetre» — призрачное звуковое присутствие рассказчика в фильме, лишенного привязанности к физическому телу. Тип acoiusmetre, который они планируют создать в этом проекте, продвигается на шаг глубже в процессе развоплощения и завершается ресинтезом. Услышанный голос не только извлекается из тела, но и пересаживается в новое цифровое устройство. Записи горлового пения будут проанализированы и переназначены в банки осцилляторов и фильтров. Внутри помещения звуки будут проявляться через набор сабвуферов и динамиков высокого диапазона, установленных особым образом, что будет способствовать очень индивидуальному ощущению присутствия у посетителей, в зависимости от их текущего местоположения. Использование нескольких сабвуферов особенно важно для проекта, поскольку наша цель - не обязательно сделать так, чтобы «призрак» горлового пения был услышан, но физически ощущался. Освещение в помещении должно быть как можно более тусклым.

the2vvo
the2vvo (thezwo) — трансдисциплинарный художественный дуэт, состоящий из музыканта/звукового художника Эльдара Tаги, и Лены Поздняковой чья практика совмещает эементы скульпутуры и архитектуры, а также визуального и концептуального искусств. С момента своего формирования, коллектив приобрел номадичский характер и тесно интегрирует с культурными ландшафтами таких городов, как Лос Анджелес, Алматы, и Берлин. В своей практике коллектив исследует многослойную динамику взаимодействия между пространствами, материалами и индивидуально-физиологическими процессами восприятия через звук, импровизацию, скульптуру и композицию. Работы the2vvo были представлены по всему миру, включая известные фестивали Ars Electronica, Unsound, CTM, Bauhausfest и Soundpedro. Дуэт принимал участие в резиденциях Kuona Trust (Найроби, Кения), и CEC Artslink (Лос Анджелес, Калифорниа). Также скульптуры художников были выставлены в Муниципальной галерее Лос-Анджелеса и Институте современного искусства CICA Czong.
14октября
Официальное открытие инсталляции «присутствие» the2vvo
16:00
Музей имени Кастеева
м-н Коктем-3, 22/1
Курупира, лесное создание
Обитатели Тауары приглашают нас послушать звуки джунглей, птиц и животных глубоко в сердце Амазонки. В это время появляются странные звуки: какое-то существо крадется между деревьев. Некоторые из них слышали её, очень немногие когда-либо видели её, а те, кто нашел её, никогда не возвращались. Она очаровывает, она околдовывает, она заставляет людей заблудиться: каждый из них рассказывает историю по-своему и пытается расшифровать ее звуки. Курупира, лесное создание... Видео инсталляция отправляет нас на поиски этого существа. Это размышления о мифах и их месте в современном мире, звуковой триллер посреди джунглей.

Обитатели Тауары приглашают нас послушать звуки джунглей, птиц и животных глубоко в сердце Амазонки. В это время появляются странные звуки: какое-то существо крадется между деревьев. Некоторые из них слышали её, очень немногие когда-либо видели её, а те, кто нашел её, никогда не возвращались. Она очаровывает, она околдовывает, она заставляет людей заблудиться: каждый из них рассказывает историю по-своему и пытается расшифровать ее звуки. Курупира, лесное создание... Видео инсталляция отправляет нас на поиски этого существа. Это размышления о мифах и их месте в современном мире, звуковой триллер посреди джунглей.

Феликс Блюме
Феликс Блюме — саунд-хужожник и звукорежиссёр, работающий между Мексикой, Бразилией и Францией. Он использует звук в качестве отправной точки для своих саунд- и видеоработ, акциий и инсталляций. Слушание для него — побуждение к осознанию незаметного и акт встречи с другими. Работы включают в себя звуки из природной и урбанистической среды, его интересуют мифы и их современная интерпретация, то, что голос может рассказать за пределами слов. Обладатель премии soundscape (2018) и премии им. Пьера Шеффера (2015) на церемонии Phonurgia Nova Awards. Участвовал в фестивале CTM (Берлин), Роттердамском кинофестивале, биеннале Sonic Acts (Амстердам), его работы выставлялись в Центре Помпиду (Париж) и других международных институциях.
Два горизонта
Мистический двухканальный фильм посвящен тюркскому эпосу о поэте Коркыт-ата, который скрывался от смерти, преследующей его в образе семилетнего мальчика. Коркыт, первый шаман Великой евразийской степи, всю свою жизнь изо всех сил старался избежать Смерти. Он считал, что единственный способ обрести бессмертие — преодолеть гравитацию. По легенде шаман стал бессмертным на юге Великой степи. С тех пор местные жители поклонялись этому месту, потому что верили, что Коркуту удалось открыть пуп земли. позже, в середине 20-го века, это место стало всемирно известным как Байконур, советская космическая станция. там Первый Человек бросил вызов гравитации, начав путешествие в космос на космическом корабле «Восток-1» в поисках вечной жизни. Фильм был снят на могиле Коркыта недалеко от Байконура, в сотрудничестве с кобызисткой и композиторкой Токжан Каратай.

Мистический двухканальный фильм посвящен тюркскому эпосу о поэте Коркыт-ата, который скрывался от смерти, преследующей его в образе семилетнего мальчика. Коркыт, первый шаман Великой евразийской степи, всю свою жизнь изо всех сил старался избежать Смерти. Он считал, что единственный способ обрести бессмертие — преодолеть гравитацию. По легенде шаман стал бессмертным на юге Великой степи. С тех пор местные жители поклонялись этому месту, потому что верили, что Коркуту удалось открыть пуп земли. позже, в середине 20-го века, это место стало всемирно известным как Байконур, советская космическая станция. там Первый Человек бросил вызов гравитации, начав путешествие в космос на космическом корабле «Восток-1» в поисках вечной жизни. Фильм был снят на могиле Коркыта недалеко от Байконура, в сотрудничестве с кобызисткой и композиторкой Токжан Каратай.

Саодат Исмаилова
Узбекистанская режиссёрка, видеохудожница и исследовательница. Создаёт фильмы, киноэссе, видеоарт и инсталляции. В своей практике она занимается поиском исчезающего знания, эмоциональной и чувственной рефлексией, исследованием феномена коллективной памяти Центрально-Азиатского региона. Среди фильмов: The Haunted, Her Five Lives, Aral. Fishing In An Visible Sea, «40 дней тишины». Её фильмы и видеоинсталляции были представлены на Венецианской биеннале и documenta 15 в Касселе, кинофестивалях в Берлине, Роттердаме, а также в Центре Помпиду (Париж). На documenta 15 также инициировала создание коллектива DAVRA — 19 художниц из Центральной Азии. Вместе они организовали 41-дневную публичную программу, посвящённую искусству и культуре Центральной Азии.
28 октября
Официальное открытие инсталляции «Два горизонта» Саодат Исмаиловой
16:00
Музей имени Кастеева
м-н Коктем-3, 22/1
Программа