KORKUT


Первая биеннале звукового искусства

и новой музыки в Казахстане

История развития музыкальной культуры в Казахстане уходит корнями в глубокую древность, где звук воспринимался как проводник в иные миры и состояния ума. Различные инструментальные и оральные практики служили формой инициации в боях и ритуалах, музыке также придавали исцеляющие свойства.

Один из центральных мифов, встречающийся во многих тюркских культурах — это легенда о Коркыт-ата, покровителе музыкантов, который в побеге от смерти создал первый струнный инструмент — кобыз, и через его звучание преодолел границу материального.

Основной лейтмотив программы — это поиск иной чувствительности мира. В попытке заново заколдовать реальность, звуковые художники выступают в соавторстве со стихиями природы, алгоритмами и другими non-human агентами, размывая границы реального и приглашая пережить трансцендентный опыт через глубокое погружение в звуковые среды.

Многоканальная инсталляция «Жылыжай» (Kokonja, Алматы), вписанная в ландшафт Ботанического сада, основана на полевых записях: кобыз, звучащий в сталактитовой пещере «Коркыт-ата», низкочастотное звучание «Поющего бархана» в национальном парке «Алтын-Эмель», свистящие завихрения ветра в домбре, ласточки, гнездящиеся в заброшенном подвале, и ветровой орган, установленный в мемориальном комплексе «Коркыт-ата» в Кызылординской области. Центральное место в композиции занимает ветер — используя различные инструменты, Kokonja извлекает звук, делегируя процесс исполнения самой стихии.

Тема взаимодействия с нечеловеческим развивается также в саунд-инсталляции Дарии Темiрхан, расположенной в Центральном выставочном зале. Для создания работы художница отправилась в экспедицию на реку Жайык в Западный Казахстан, где записывала звук в трех состояниях времени — утро, день и ночь. На основе библиотеки подводных звуков реки художница создала композицию для саунд-инсталляции с пространственным звуком.

Звук был неразрывно связан с мистическим восприятием реальности, к чему отсылает множество мифов в космологии казахского фольклора. Некоторые вокальные практики традиционно использовались как элемент ритуальной культуры. Атональная музыка дуэта the2vvo (Алматы, Лос-Анджелес) основана на традиции горлового пения, в которой большую часть занимают отношения человека и природы — звуки, интерпретирующие степь, имитация ветра, животных и птиц.

Магическое восприятие природы через глубокое прослушивание звуковых ландшафтов выражено в видеоинсталляции художника Феликса Блюме (Сан-Паулу). Экспозиция документального эссе происходит в джунглях Амазонии, где жители деревни Тауари повествуют о существе Курупира, которое живет высоко на деревьях и похищает людей, завораживая их пением.

Двухканальная видеоинсталляция Саодат Исмаиловой «Два горизонта», расположенная в Государственном музее искусств им. А. Кастеева, рассказывает легенду о Коркыт-ата с перспективы главного антагониста истории — Смерти, блуждающей по степи в образе мальчика.

Перформативные исследования, размывающие пунктирную линию между искусством, музыкой и психоакустикой, обращаются к главным концепциям звукового искусства и экспериментальной музыки. Многоканальный звук позволяет артистам мыслить пространственно и создавать композиции, расширяющие наше восприятие.

Серия живых концертов, основанная, в том числе, на панорамическом звуке, пройдет в специально подобранных с точки зрения акустики пространствах — в Тотальном театре и в концертном зале Музея народных музыкальных инструментов им. Ыхласа. Кобыз — один из символов мифа о Коркыт-ата — станет основой электроакустического атонального перформанса qum.arna на круглой сцене концерта Korkut Sound. Kokonja сыграет лайв на основе полевых записей из экспедиции. Хедлайнер программы Хуншо Фань (Манчестер) представит перформанс при участии домбриста Даулета Жаншина, основанный на алгоритме нейросети, которая вступает в коммуникацию с инструменталистом, создавая композицию в режиме реального времени.

Сакральный ритуал как тотальный звуковой перформанс объединит техногенное звучание, традиционное гадание кумалак и электроакустическую музыку в совместном проекте ансамбля EEGERU и коллектива bULt, при участии художника Дмитрия Морозова (::vtol::). Концерт под названием «Музыка осуществления 41» построен на генеративной музыке, где изображения паттернов, образующихся в процессе гадания интерпретируются в партитуры, а само звучание отражает процесс создания.

В специальной программе откроется исследовательская выставка Sound Off (Cultura х Tselinny) куратора Владислава Слудского, на которой тема звука будет рассмотрена в контексте художественной практики группы «Кызыл трактор» — пионеров сцены современного искусства в Казахстане — наряду с другими ключевыми художниками. Выставка-интервенция развернется в экспозиции Музея народных музыкальных инструментов им. Ыхласа и будет включать в себя видео-документацию перформансов, архив фотографий и акустические DIY-инструменты, созданные, преимущественно, Молдагулом Нарымбетовом.

Также в рамках серии концертов пройдет шоукейс посвященного Джону Кейджу фестиваля «Подготовленные среды», представляющий сообщество sound artist, объединяющее саунд-художников в регионе постсоветских стран.

Мы надеемся, что обширная программа биеннале Korkut откроет новые перспективы для художественной и музыкальной сцены Центральной Азии, побудит слушателей и авторов к глубокому погружению в мир звука и экспериментальной музыки.

Анвар Мусрепов, куратор

KORKUT


Первая биеннале

звукового искусства

и новой музыки в Казахстане

История развития музыкальной культуры в Казахстане уходит корнями в глубокую древность, где звук воспринимался как проводник в иные миры и состояния ума. Различные инструментальные и оральные практики служили формой инициации в боях и ритуалах, музыке также придавали исцеляющие свойства.

Один из центральных мифов, встречающийся во многих тюркских культурах — это легенда о Коркыт-ата, покровителе музыкантов, который в побеге от смерти создал первый струнный инструмент — кобыз, и через его звучание преодолел границу материального.

Основной лейтмотив программы — это поиск иной чувствительности мира. В попытке заново заколдовать реальность, звуковые художники выступают в соавторстве со стихиями природы, алгоритмами и другими non-human агентами, размывая границы реального и приглашая пережить трансцендентный опыт через глубокое погружение в звуковые среды.

Многоканальная инсталляция «Жылыжай» (Kokonja, Алматы), вписанная в ландшафт Ботанического сада, основана на полевых записях: кобыз, звучащий в сталактитовой пещере «Коркыт-ата», низкочастотное звучание «Поющего бархана» в национальном парке «Алтын-Эмель», свистящие завихрения ветра в домбре, ласточки, гнездящиеся в заброшенном подвале, и ветровой орган, установленный в мемориальном комплексе «Коркыт-ата» в Кызылординской области. Центральное место в композиции занимает ветер — используя различные инструменты, Kokonja извлекает звук, делегируя процесс исполнения самой стихии.

Тема взаимодействия с нечеловеческим развивается также в саунд-инсталляции Дарии Темiрхан, расположенной в Центральном выставочном зале. Для создания работы художница отправилась в экспедицию на реку Жайык в Западный Казахстан, где записывала звук в трех состояниях времени — утро, день и ночь. На основе библиотеки подводных звуков реки художница создала композицию для саунд-инсталляции с пространственным звуком. 

Звук был неразрывно связан с мистическим восприятием реальности, к чему отсылает множество мифов в космологии казахского фольклора. Некоторые вокальные практики традиционно использовались как элемент ритуальной культуры. Атональная музыка дуэта the2vvo (Алматы, Лос-Анджелес) основана на традиции горлового пения, в которой большую часть занимают отношения человека и природы — звуки, интерпретирующие степь, имитация ветра, животных и птиц.

Магическое восприятие природы через глубокое прослушивание звуковых ландшафтов выражено в видеоинсталляции художника Феликса Блюме (Сан-Паулу). Экспозиция документального эссе происходит в джунглях Амазонии, где жители деревни Тауари повествуют о существе Курупира, которое живет высоко на деревьях и похищает людей, завораживая их пением.

Двухканальная видеоинсталляция Саодат Исмаиловой «Два горизонта», расположенная в Государственном музее искусств им. А. Кастеева, рассказывает легенду о Коркыт-ата с перспективы главного антагониста истории — Смерти, блуждающей по степи в образе мальчика.

Перформативные исследования, размывающие пунктирную линию между искусством, музыкой и психоакустикой, обращаются к главным концепциям звукового искусства и экспериментальной музыки. Многоканальный звук позволяет артистам мыслить пространственно и создавать композиции, расширяющие наше восприятие.

Серия живых концертов, основанная, в том числе, на панорамическом звуке, пройдет в специально подобранных с точки зрения акустики пространствах — в Тотальном театре и в концертном зале Музея народных музыкальных инструментов им. Ыхласа. Кобыз — один из символов мифа о Коркыт-ата — станет основой электроакустического атонального перформанса qum.arna на круглой сцене концерта Korkut Sound. Kokonja сыграет лайв на основе полевых записей из экспедиции. Хедлайнер программы Хуншо Фань (Манчестер) представит перформанс при участии домбриста Даулета Жаншина, основанный на алгоритме нейросети, которая вступает в коммуникацию с инструменталистом, создавая композицию в режиме реального времени.

Сакральный ритуал как тотальный звуковой перформанс объединит техногенное звучание, традиционное гадание кумалак и электроакустическую музыку в совместном проекте ансамбля EEGERU и коллектива bULt, при участии художника Дмитрия Морозова (::vtol::). Концерт под названием «Музыка осуществления 41» построен на генеративной музыке, где изображения паттернов, образующихся в процессе гадания интерпретируются в партитуры, а само звучание отражает процесс создания.

В специальной программе откроется исследовательская выставка Sound Off (Cultura х Tselinny) куратора Владислава Слудского, на которой тема звука будет рассмотрена в контексте художественной практики группы «Кызыл трактор» — пионеров сцены современного искусства в Казахстане — наряду с другими ключевыми художниками. Выставка-интервенция развернется в экспозиции Музея народных музыкальных инструментов им. Ыхласа и будет включать в себя видео-документацию перформансов, архив фотографий и акустические DIY-инструменты, созданные, преимущественно, Молдагулом Нарымбетовом.

Также в рамках серии концертов пройдет шоукейс посвященного Джону Кейджу фестиваля «Подготовленные среды», представляющий сообщество sound artist, объединяющее саунд-художников в регионе постсоветских стран.

Мы надеемся, что обширная программа биеннале Korkut откроет новые перспективы для художественной и музыкальной сцены Центральной Азии, побудит слушателей и авторов к глубокому погружению в мир звука и экспериментальной музыки.

Анвар Мусрепов, куратор

Программа